Народная музыка: применимы ли умения игры на гармони к другим инструментам?

Народная музыка: применимы ли умения игры на гармони к другим инструментам?

В этой статье мы ещё раз вернёмся к понятию “народная музыка”. Как мы понимаем её в нашей Школе. И поговорим об одном забавном эффекте нашей методики. :-).


Друзья,

В комментариях на канале Школы в Youtube, да и не только, мне часто оставляют комментарии вроде того, что оставил Сергей:
народная музыка

Круто! Всё разобрано и по полочкам.
И ещё хочу сказать, что у меня баян
и все эти уроки также работают для баяна

Конечно же, уроки нашей Школы “работают” не только для гармони.

Народная музыка: применимы ли умения игры на гармони к другим инструментам?Те, кто занимается по урокам Школы, уже успели уловить наше видение разницы между Сутью и Формами.
Уже привыкли к тому, что объяснения техники игры на гармони мы даём, неустанно донося Суть этой техники.
А уж потом облекаем эту суть в конкретные игровые приёмы.
Работаем над Умением, предварительно передав ученику Понимание.

Ведь Понимание – это часть философии Школы. Это фундаментальный принцип, о котором мы заявили в самом начале, и на котором стоим 🙂


Применить для игры на других инструментах можно скорее не Умения, а Понимание.

А Понимание – это бОльшая часть того, что необходимо для игры на инструменте.
И тут – как в анекдоте: “Для того, чтобы с умом распорядиться деньгами, нужны всего две вещи” :-).

Для того, чтобы применить понимание и умение играть на гармони к другим инструментам, нужны всего лишь:
– другой инструмент
– понимания и умения.
🙂

Если Вы понимаете музыку, которую играете, то Вам будет легко реализовать это понимание на любом инструменте.
Если Вы просто машинально воспроизводите какие-то Формы, не понимая их устройства, их музыкальной Сути – то любой другой инструмент будет для Вас чем-то новым.


А в чём суть?

Суть в том, что музыка – это музыка. Она просто есть. 🙂
А инструмент её всего лишь играет.

В основе Музыки лежат ритм и гармония (аккорды). А на поверхности – мелодия.
И на каком бы инструменте Вы ни играли, Вам никуда от этого не деться!
Но!!! Зато – на каком бы инструменте Вы ни играли, если Вы ПОНИМАЕТЕ ритм и гармонию – то для Вас обучение простейшей игре на этом инструменте – вопрос пары часов.
А дальше – всю жизнь учись, так и останешься новичком :-).


Но ведь народная музыка – она не для сцены.

игра на гармониОна – для компании друзей, родственников, соседей… И для неё сложность техники – вторична.

Я давно сделал наблюдение, что когда играешь на площади, среди людей – никого не волнует, насколько сложны и причудливы твои переборы. В скольких октавах ты играешь, в скольких тональностях…

Всем важнее сам факт: играет гармонь.
И – задор, кураж, энергия, исходящая от музыкантов!

Народная музыка – это музыка совместного творчества, а не потребления. Каждый человек  – на площади, во дворе или на кухне – соучаствует в её создании. Своим приплясом, подпеванием, прихлопываниями, эмоциями, улыбками :-).

Вывод: чтобы играть “народную музыку” – достаточно основ владения инструментом.

Достаточно понимания ритма и гармонии.
А если Вы ещё и мелодию помаленьку будете вплетать в Вашу Игру – так и вообще замечательно! :-).
А если Вы понимаете, как комбинировать аккомпанемент и мелодию – то для Вас нет неосваиваемых инструментов! :-).

Ну и конечно, в Вашей музыкальной компании желателен человек, который даёт своим инструментом основу. Под которую могут играть и развивать свои умения другие участники коллектива.

В нашем коллективе этот “центровой” инструмент – гармонь. Она держит ритм, задаёт гармонию.
Но всё чаще и чаще на первый план стала выходить скрипка. И это очень радует :-).


Так как применить умения играть на гармони к другим инструментам?

Народная музыка: применимы ли умения игры на гармони к другим инструментам?Да просто!!!
Найти на этом инструменте те же аккорды, на которых Вы играете на гармони, и в течение пары часов приспособить пальцы чуть-чуть по-другому жать на кнопочки, дырочки, клавиши, струночки, палочки и т.д.

И играть – как будто на гармони, но не на гармони :-).

(И бежать – как будто в табуне:
под седлом, в узде, но без него…
В. Высоцкий) 🙂


А как найти эти аккорды?

Первый вариант – спросить у кого-то. И просто запомнить формы аккордов.
Как мы делали это в детстве, учась бренчать на гитрае.

Второй вариант – применить своё Понимание.
Если Вы освоили курс “Народное сольфеджио” нашей Школы даже до того занятия, которое разработано на момент написания этой статьи, то Всё, что Вам нужно – это узнать, как выглядит звукоряд на конкретном инструменте.

Как построить от ноты аккорд – Вы прекрасно знаете: просто нажать три кнопки (клавиши, струны, и т.д.) “через одну”.

А если этот инструмент не играет аккордами?
Например, духовой инструмент?

– Ну, тогда вместо аккорда берёте любую из его нот, и играете!
Брать аккорд из одной ноты (да простят меня академические музыканты!) Вы научились ещё на первых занятиях курса “Первоклассник” :-).

Конечно, курс “Народное сольфеджио”, который мы ведём в нашей Школе – он упрощён, приспособлен именно под простоту гармони. Под её, по сути, диатонический звукоряд.

Но если Вы на пианино, баяне, или аккордеоне, балалайке или гитаре, скрипке или укулеле сможете играть как на гармони – то это ведь уже что-то, согласитесь? :-).

А захотите развиться… Ну, углубите понимание немножко. И примените его к новому инструменту :-).


А не преувеличение ли это? Действительно ли всё так просто?

Это не преувеличение, если речь идёт о народной игре. О простой игре.
О том, что мы называем “народная музыка”…

Ну вот, смотрите…

Скрипка – это наверное, самый сложный из инструментов. И конечно, чтобы достичь высот исполнения классической музыки на скрипке, требуются даже не годы, а десятилетия упорного труда по многу часов в день.

Но если речь идёт о том, чтобы украсить скрипкой игру народной музыки, то этому за 10 минут можно научить человека, впервые в жизни взявшего скрипку в руки.

По счастью, у меня сохранилась запись, когда два моих друга – Тимур и Ринат – впервые в жизни взяли в руки один скрипку, другой балалайку. И через 10 минут сыграли вместе со мной песню. Так, что нам стало прикольно, радостно, и хорошо!

А ведь для этого и нужна народная музыка нам, то есть народу 🙂

Вот, смотрите: за 10 минут до записи этого видео ни Тимур, ни Ринат никогда не держали в руках ни скрипку, ни балалайку:

Потом Тимур стал активно участвовать в наших тусовках. И я, не будучи скрипачом, объяснял ему кое-что. Применяя только своё понимание игры на гармони.

И в итоге за два года Тимур дорос в скрипке до уровня, который он считает достаточным для себя. Всемирный успех его обойдёт стороной, а вот удовольствие от игры на скрипке в кругу друзей, или “сам-на-сам” ему гарантировано!

Ну вот, например, спонтанно записанное видео-поздравление с 8м марта для мамы Тимура:

Тимур начал заниматься скрипкой после сорока лет, как и я.
Что примечательно: он не умеет читать ноты. Применительно к скрипке я это не приветствую. Но он настаивает на том, что это умение для него не актуально.


А что уж говорить про другие инструменты попроще…

Балалайка, блок-флейта, жалейка, гитара, барабаны… Все эти инструменты бесконечны в своих возможностях. Каждый из них – отдельная бесконечная неисчерпаемая Вселенная…

Но до приемлемого уровня игры в составе любительского коллектива все эти инструменты осваиваются за пару часов…

Вот, например, Таня и Наташа в первые часы своих занятий на балалайке… А Котьку вообще никто ни на чём не учил играть. Он сам просто берёт на всём, и играет. Но это – тема отдельной статьи про вовлечение Ваших детей в мир музыки

Итак,смотрим первые часы занятий Тани и Наташи на балалайке:


Не думайте, я пою не только по-казахски :-).

Наш коллектив – мы так подсчитывали – имеет в репертуаре песни примерно на 15ти языках :-).

Да я и сам люблю побаловаться “игрой на гармошке”, но при этом держа в руках какой-нибудь другой инструмент:


В общем, друзья, отвечая на вопрос в заголовке стати:

Да, умения играть на гармони применимы к народной игре на других инструментах. Особенно, если эти Умения базируются на Понимании.

И методика нашей Школы даёт и то, и другое: и Умения, и их фундамент – Понимание!!!


До новых встреч, друзья!
И успехов Вам в освоении Игры на гармони!!! 🙂

С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина :-).


Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FBВК.

Оставляйте Ваши комментарии и отзывы! Публикуйте видео своей игры! Задавайте вопросы! Пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов!!!

В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!

Оставьте комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Пролистать наверх