Под небом голубым. Ноты для гармони

Переборы на гармони – “этюды с человеческим лицом”. Методический подход Школы.

В этой статье мы очень вкратце изложим взгляд Школы на то, чем похожи переборы на гармони и академические этюды. И в чём их отличие.

Эпиграфом к этой записи я бы поставил слова из песни Александра Розенбаума, немного перефразированные под нашу специфику:

И какой-нибудь цЫган,
Уставший до слёз по любви тосковать,
Научил бы меня 
Перебором – как он –
на гармони играть!!! 

Друзья,

Возможно, кто-то из Вас когда-то учился в академической музыкальной Школе.
В таком случае, он знаком с музыкальными этюдами в академической интерпретации.

Возможно, кто-то из Вас бросил академическую музыкальную школу именно из-за этюдов и им подобных музыкальных конструкций, которое необходимо было разучивать :-). И которые зачастую отвращают от музыки человека, на старте горевшего желанием играть на музыкальном инструменте…

Тем, кто не знает, что такое академический музыкальный этюд, вкратце поясню человеческим языком:
Это часто-часто заковыристо играемые ноты, которые складываются в некое произведение, которое обычно – ни уму, ни сердцу :-). Которое ни друзьям не сыграешь, потому что они уснут. Ни даже себя не повеселишь, потому что и самому от этой музыки – тоскливо :-).

Но нужны ли этюды?

По-хорошему – нужны. Ведь их предназначение – улучшать технику игры ученика, делая её более универсальной и разнообразной. Каждый этюд обычно посвящён одному или нескольким приёмам игры. 

Подразумевается, что после освоения этюда Вы сможете использовать эти приёмы в любом музыкальном произведении…

И вот тут начинается разница между академической и народной музыкальной школой :-).

Народная музыкальная школа – она прагматичнее смотрит на вещи :-).
Зачем отрабатывать игровые приёмы на произведении, которое ни уму, ни сердцу, чтобы потом вставить эти приёмы в произведение, которое – и уму, и сердцу?!
Не лучше ли сразу это делать на любимом произведении? Заодно и украшая его звучание.

Наш ответ – да! Лучше!

И именно так мы и подходим к “этюдам” в нашей Школе :-).
Мы просто делаем обработку песни, посвящённой использованию приёма. Или несколько обработок, посвящённых нескольким приёмам.

Эти обработки внешне очень напоминают “этюды”. Но эти этюды, или их фрагменты – они пригодны для реальной игры. Для себя или на людях!!! Они – “живые”, насущные. Понятные.

Потому что это – обычные переборы на гармони, длящиеся на протяжении всей песни :-).

Обычные…

И – ЖЕЛАННЫЕ.

Ведь самое главное отличие народного этюда от академического – это его желанность для ученика. Мы несокрушимо уверены в том, что музыка – для души. Что нелюбимую музыку играть – нельзя! Иначе возненавидишь свой инструмент, да и игру музыки в целом. 

Каким должен быть этюд, согласно нашей методике?

Востребованным. Желанным.
Обучающим.
Красивым.
Удобным. Сделанным на основе здравого смысла. А не “от ума”, заходящего за разум.

Именно поэтому мы пишем наши “этюды”, беря за основу песни, которые просят разобрать наши ученики.

Именно поэтому мы обычно берём в “этюде” несколько приёмов – чтобы он звучал не монотонно, а был пригоден для реальной игры на людях, и звучал ярко.

Этюды, посвящённые одному приёму, мы тоже делаем. Но чаще используем их в Занятиях обучающих курсов, а не в нотах к конкретной песне.

Ниже – поясним на примерах, как выглядят “этюды” нашей Школы, и что мы имеем в виду…

Этюд “Под небом голубым”

Видео этюда – в шапке этой статьи. Это видео было записано в качестве одной из демонстраций того, что мы имеем в виду под простыми, красивыми, желанными, обучающими и здравыми этюдными композициями.

Вы можете сравнить, как звучит простой и “этюдный”, “переборный”, “наигрышевый” варианты этой песни..

На сайте школы доступны и ноты, и разбор к этому видео.

Этюд “Верила, верила, верю”

На этот “этюд” мы потратили довольно много усилий, и сделали к ней не только “результирующий этюд“. Который использует несколько приёмов. Конкретнее – пять. Но и целый ряд “учебных этюдов“, каждый из которых посвящён конкретному приёму.

И ещё какую-то песню делали в таком же варианте. Но сейчас не припомню, какую именно. Возможно, “Крутится вертится шар голубой“…

В большинстве нот, публикуемых Школой, присутствует “этюдный вариант”. Или парочка таких вариантов. Уж так повелось с самого начала существования Школы.

Этюд “Каким ты был”.

Например, вот в этом видео – одна из первых попыток Константина Иванина сделать “этюд” из песни “Каким ты был”. И попытка, надо сказать, вполне успешная. Впоследствии этот “этюд” был доработан, и сейчас ноты нескольких вариантов игры этой песни, включая “этюдный”, доступны по этой ссылке.

Этюд “Развесёлые цыгане”.

Или вот – “этюдный” вариант песни “Развесёлые цыгане”. Этот этюд посвящён только одному приёму – игре по арпеджио. Чтобы гармонист мог играть красиво, при этом гарантированно не дисгармонируя с солирующим инструментом или певцом.

Этюд “С одесского кичмана”.

А вот – этюд “С одесского кичмана”. В нём отрабатывается тот же самый приём: аккомпанемент по арпеджио. Ноты этого этюда доступны по этой ссылке.

Что до здравости смысла этюдов Школы, то…

“Этюд” – это, по простому, когда Вы всю песню играете перебором.
А перебор – это одно из самых распространённых умений в народной музыке. Поэтому, если Вас коробит “этюдный вариант” песни, просто говорите: “игра переборами на гармони” :-).

И эта “этюдно-переборная” игра – неотъемлемая часть народной игры.

И наша Школа имеет своё понимание такой “игры переборами”, свой взгляд на переборы. Свою философию.

Об этом мы поговорим отдельно. А пока, для начала –  можете посмотреть видео Школы, до сих пор не утратившее актуальность.

К теме этой статьи относятся первые 6,5 минут этого видео.

Главная идея: переборы должны упрощать, а не усложнять игру. Это – способ сыграть проще. И именно так нужно выстраивать “переборные этюды”. И именно так мы их и выстраиваем! 🙂

Ну и конечно, все наигрышевые техники,

Осваиваемые нами в рамках обучающих курсов – осваиваются в виде упражнений по отработке конкретного приёма. То есть, в виде “этюда”.

И разница между академическими этюдами и этюдами нашей Школы лишь в том, что наши этюды пригодны для того, чтобы встряхнуть публику :-). Чтобы “небо вздрогнуло”, когда Вы играете эти “этюды” и комбинируете их фрагменты на людях 🙂

Можно бесконечно и интересно говорить на эту тему, друзья :-). 
И мы будем это делать. Но – в рамках уже других статей.

И конечно же, осваивая переборы на гармони на наших занятиях! :-).

Вы можете посетить наше “нотохранилище”, и посмотреть на него новым взглядом – через призму этой статьи :-). 

До новых встреч, друзья!
И успехов Вам в освоении Игры на гармони!!! 🙂

С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина :-).


Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FBВК.

Оставляйте Ваши комментарии, отзывы, публикуйте видео своей игры, задавайте вопросы — пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов!!!

В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!

Оставьте комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Пролистать наверх