В этой статье мы очень вкратце изложим взгляд Школы на то, чем похожи переборы на гармони и академические этюды. И в чём их отличие.
Эпиграфом к этой записи я бы поставил слова из песни Александра Розенбаума, немного перефразированные под нашу специфику:
И какой-нибудь цЫган,
Уставший до слёз по любви тосковать,
Научил бы меня
Перебором – как он –
на гармони играть!!!
Друзья,
Возможно, кто-то из Вас когда-то учился в академической музыкальной Школе.
В таком случае, он знаком с музыкальными этюдами в академической интерпретации.
Возможно, кто-то из Вас бросил академическую музыкальную школу именно из-за этюдов и им подобных музыкальных конструкций, которое необходимо было разучивать :-). И которые зачастую отвращают от музыки человека, на старте горевшего желанием играть на музыкальном инструменте…
Тем, кто не знает, что такое академический музыкальный этюд, вкратце поясню человеческим языком:
Это часто-часто заковыристо играемые ноты, которые складываются в некое произведение, которое обычно – ни уму, ни сердцу :-). Которое ни друзьям не сыграешь, потому что они уснут. Ни даже себя не повеселишь, потому что и самому от этой музыки – тоскливо :-).
Но нужны ли этюды?
По-хорошему – нужны. Ведь их предназначение – улучшать технику игры ученика, делая её более универсальной и разнообразной. Каждый этюд обычно посвящён одному или нескольким приёмам игры.
Подразумевается, что после освоения этюда Вы сможете использовать эти приёмы в любом музыкальном произведении…
И вот тут начинается разница между академической и народной музыкальной школой :-).
Народная музыкальная школа – она прагматичнее смотрит на вещи :-).
Зачем отрабатывать игровые приёмы на произведении, которое ни уму, ни сердцу, чтобы потом вставить эти приёмы в произведение, которое – и уму, и сердцу?!
Не лучше ли сразу это делать на любимом произведении? Заодно и украшая его звучание.
Наш ответ – да! Лучше!
И именно так мы и подходим к “этюдам” в нашей Школе :-).
Мы просто делаем обработку песни, посвящённой использованию приёма. Или несколько обработок, посвящённых нескольким приёмам.
Эти обработки внешне очень напоминают “этюды”. Но эти этюды, или их фрагменты – они пригодны для реальной игры. Для себя или на людях!!! Они – “живые”, насущные. Понятные.
Потому что это – обычные переборы на гармони, длящиеся на протяжении всей песни :-).
Обычные…
И – ЖЕЛАННЫЕ.
Ведь самое главное отличие народного этюда от академического – это его желанность для ученика. Мы несокрушимо уверены в том, что музыка – для души. Что нелюбимую музыку играть – нельзя! Иначе возненавидишь свой инструмент, да и игру музыки в целом.
Каким должен быть этюд, согласно нашей методике?
Востребованным. Желанным.
Обучающим.
Красивым.
Удобным. Сделанным на основе здравого смысла. А не “от ума”, заходящего за разум.
Именно поэтому мы пишем наши “этюды”, беря за основу песни, которые просят разобрать наши ученики.
Именно поэтому мы обычно берём в “этюде” несколько приёмов – чтобы он звучал не монотонно, а был пригоден для реальной игры на людях, и звучал ярко.
Этюды, посвящённые одному приёму, мы тоже делаем. Но чаще используем их в Занятиях обучающих курсов, а не в нотах к конкретной песне.
Ниже – поясним на примерах, как выглядят “этюды” нашей Школы, и что мы имеем в виду…
Этюд “Под небом голубым”
Видео этюда – в шапке этой статьи. Это видео было записано в качестве одной из демонстраций того, что мы имеем в виду под простыми, красивыми, желанными, обучающими и здравыми этюдными композициями.
Вы можете сравнить, как звучит простой и “этюдный”, “переборный”, “наигрышевый” варианты этой песни..
На сайте школы доступны и ноты, и разбор к этому видео.
Этюд “Верила, верила, верю”
На этот “этюд” мы потратили довольно много усилий, и сделали к ней не только “результирующий этюд“. Который использует несколько приёмов. Конкретнее – пять. Но и целый ряд “учебных этюдов“, каждый из которых посвящён конкретному приёму.
И ещё какую-то песню делали в таком же варианте. Но сейчас не припомню, какую именно. Возможно, “Крутится вертится шар голубой“…
В большинстве нот, публикуемых Школой, присутствует “этюдный вариант”. Или парочка таких вариантов. Уж так повелось с самого начала существования Школы.
Этюд “Каким ты был”.
Например, вот в этом видео – одна из первых попыток Константина Иванина сделать “этюд” из песни “Каким ты был”. И попытка, надо сказать, вполне успешная. Впоследствии этот “этюд” был доработан, и сейчас ноты нескольких вариантов игры этой песни, включая “этюдный”, доступны по этой ссылке.
Этюд “Развесёлые цыгане”.
Или вот – “этюдный” вариант песни “Развесёлые цыгане”. Этот этюд посвящён только одному приёму – игре по арпеджио. Чтобы гармонист мог играть красиво, при этом гарантированно не дисгармонируя с солирующим инструментом или певцом.
Этюд “С одесского кичмана”.
А вот – этюд “С одесского кичмана”. В нём отрабатывается тот же самый приём: аккомпанемент по арпеджио. Ноты этого этюда доступны по этой ссылке.
Что до здравости смысла этюдов Школы, то…
“Этюд” – это, по простому, когда Вы всю песню играете перебором.
А перебор – это одно из самых распространённых умений в народной музыке. Поэтому, если Вас коробит “этюдный вариант” песни, просто говорите: “игра переборами на гармони” :-).
И эта “этюдно-переборная” игра – неотъемлемая часть народной игры.
И наша Школа имеет своё понимание такой “игры переборами”, свой взгляд на переборы. Свою философию.
Об этом мы поговорим отдельно. А пока, для начала – можете посмотреть видео Школы, до сих пор не утратившее актуальность.
К теме этой статьи относятся первые 6,5 минут этого видео.
Главная идея: переборы должны упрощать, а не усложнять игру. Это – способ сыграть проще. И именно так нужно выстраивать “переборные этюды”. И именно так мы их и выстраиваем! 🙂
Ну и конечно, все наигрышевые техники,
Осваиваемые нами в рамках обучающих курсов – осваиваются в виде упражнений по отработке конкретного приёма. То есть, в виде “этюда”.
И разница между академическими этюдами и этюдами нашей Школы лишь в том, что наши этюды пригодны для того, чтобы встряхнуть публику :-). Чтобы “небо вздрогнуло”, когда Вы играете эти “этюды” и комбинируете их фрагменты на людях 🙂
Можно бесконечно и интересно говорить на эту тему, друзья :-).
И мы будем это делать. Но – в рамках уже других статей.
И конечно же, осваивая переборы на гармони на наших занятиях! :-).
Вы можете посетить наше “нотохранилище”, и посмотреть на него новым взглядом – через призму этой статьи :-).
До новых встреч, друзья!
И успехов Вам в освоении Игры на гармони!!! 🙂
С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина :-).
Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FB, ВК.
Оставляйте Ваши комментарии, отзывы, публикуйте видео своей игры, задавайте вопросы — пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов!!!
В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!